Группа компенсирующей направленности № 7
Коллектив группы
Воспитатель: Сеничкина Марина Николаевна - высшая квалификационная категория
Вторых Ирина Александровна - высшая квалификационная категория
Младший воспитатель: Платон Анна Николаевна
Учитель-логопед: Еремина Надежда Викторовна - высшая квалификационная категория
Организация работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности
Для организации работы логопедического кабинета выделено помещение площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам, которое соответствующим образом оборудовано: мебель, соответствующая возрасту детей, настенные и индивидуальные зеркала, логопедические зонды и шпатели, настольные игры, игрушки, конструкторы, учебно-методические пособия.
Цель работы учителя-логопеда в дошкольном учреждении является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 4 лет 6 месяцев до 7 лет. В логопедическую работу включаются в первую очередь дети подготовительной и старшей групп, а затем – средней, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения.
Основные задачи:
1. Формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи.
2. Коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения.
3. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития.
4. Привитие детям навыков коммуникативного общения.
5. Решение задач социального и речевого развития.
6. Организация работы педагогов государственного образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования, по формированию речевого развития детей.
Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия.
Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. График работы и расписание занятий утверждается заведующим ДОУ.
Общая продолжительность логопедических занятий зависит от индивидуальных особенностей детей и имеющегося вида речевого нарушения.
Направления работы учителя-логопеда по коррекции речи:
1. Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия. Формирование операций семантического, слогового, фонемного и звукобуквенного анализа.
2. Формирование полноценных произносительных навыков.
3. Группировка словаря в семантических полях (на этапе автоматизации, дифференциации звуков и введения их в речь).
4. Формирование операций морфемного анализа и синтеза при словообразовании и словоизменении;
5. Закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.
6. Отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков.
7. Работа над связной речью в процессе введения автоматизированного звука в речь.
8. Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях.
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя-логопеда и специалистов ДОУ (воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и специалиста по изобразительной деятельности, медицинских работников). Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
В итоге проведенной логопедической работы дети должны научиться:
1. Правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
2. Четко дифференцировать все изученные звуки;
3. Различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
4. Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
5. Производить элементарный звуковой анализ и синтез;
6. Читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;
7. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;
8. Выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава, предложения с применением всех усвоенных правил правописания.
9. Овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.
Портрет выпускника
Ребенок, умеющий правильно артикулировать все звуки родного языка в различных фонетических позициях и правильно употребляющий их в речи;
- умеющий дифференцировать все изученные звуки;
- обладающий широким словарным запасом (существительные, прилагательные, глаголы, наречия и т. д.)
- пользующийся в речи грамматически правильно оформленными предложениями;
- владеющий навыками словообразования;
- с сформированным фонематическим восприятием;
- способный воспроизводить слова различной слоговой структуры;
- владеющий навыками звукового анализа и синтеза;
- владеющий навыками продуцирования, репродуцирования текста;
- владеющий интонационными средствами выразительности;
- с сформированной психологической базой речи;
- владеющий диалогической и монологической речью;
- умеющий отвечать на вопросы и задавать их;
- владеющий культурой речевого общения;
- с широкими представлениями об окружающем мире.
- достаточно сформированы артикуляционная, тонкая и общая моторика;
- сформированы произношение и фонематический слух;
- закреплены навыки звукослогового анализа и синтеза слов;
- достаточно развиты фонематическое восприятие, внимание, память, логическое мышление;
- обогащена, уточнена и активизирована лексика;
- дети достаточно свободно пользуются простыми и сложными предложениями;
- развиты коммуникативные способности, отсутствует барьер общения.
Портрет выпускника детского сада
Выпускник ДОУ — ребёнок, обладающий следующими характеристиками:
— физически и психологически здоровый, физически подготовленный, владеющий основными видами жизненно важных движений, умеющий использовать приобретённый двигательный опыт в самостоятельной деятельности, со сформированной потребностью в здоровом образе жизни.
— любознательный, способный выполнять логические операции, владеющий обобщёнными способами деятельности, проявляющий инициативу в поисковой деятельности, использующий символические средства для познания окружающего мира, умеющий планировать, контролировать и корректировать свои действия, способный связно выражать свои мысли и намерения;
— владеющий культурой познания взрослых и детей, основами социального поведения (доброжелательно относящийся к людям, умеющий попросить помощи у взрослого и сверстника и оказать её, способный организовать совместную деятельность, управлять своим общением), умеющий принять ответственность на себя за своё поведение, проявить чувство собственного достоинства;
— эстетически осознанно относящийся к окружающему миру, способный к эстетической оценке, владеющий основными способами создания и воплощения художественного образа в разных видах деятельности, с развитыми универсальными (эмоциональная отзывчивость, сенсорные способности, художественное мышление) и специальными (изобразительными, музыкальными, театральными, художественно — конструктивными, художественно — речевыми) способностями, со сформированной потребностью заниматься художественной деятельностью.
Артикуляционная гимнастика
Статические подготовительные упражнения
«Лопаточка»- широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 – 15 сек.
«Чашечка».Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 – 15 сек.
«Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать 15 сек.
«Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать 15 сек.
«Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10 – 15 раз.
Каждое упражнение выполняется чётко, медленно по 8-10 раз.
Динамические подготовительные упражнения
«Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком по переменно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет «Тик-так». №15-20
«Лошадка». Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Щёлкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. №10-15.
«Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. №15. Контроль: язык не должен отрываться от нёба.
«Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком по переменно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет 10-15 раз.
«Опытно- экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников»
по сказке «Путешествие Маши в мир чудес»
«Экономическое воспитание дошкольников через дидактические игры»
Фликеры! Мода и безопасность детей на дорогах
«Здоровые дети в здоровой семье»